Время кризиса или новый виток развития Вашего бизнеса.

marketinДля начала несколько аксиом:
Сначала не слишком позитивная – кризисы есть, были, и будут, как неотъемлемая часть экономического цикла развития. Через эти жернова пройдут не все, и для большинства «пирожковых мастерских» живущих по принципу сегодня потратим, а завтра перекредитуемся или для тех кто ставил перед собой цель наращивание объемов без оглядки на затраты настали нелегкие времена.
Хорошая новость – период кризиса объективно показывает наиболее слабые места в системе работы вашего бизнеса. Те компании, которые раньше других отреагируют на текущие требования рынка, смогут не только «выйти сухими из воды», но и даже нарастить собственные мощности за счёт менее проворных и хуже подготовленных конкурентов.
Если у вас все отлично, бизнес не испытывает проблем и вы присматриваетесь к другим игрокам рынка с целью их покупки, наши поздравления – так держать, могу вам порекомендовать прочитать наш цикл статей по оценке стоимости бизнеса и его покупке.

Если же в вашей компании все с точностью до наоборот, и вы сами не знаете что случиться раньше или вы объявите о банкротстве, или вас объявят банкротом, вы тоже можете прочитать те же статьи – вдруг ещё что то получиться выгодно продать.
Это статья для тех собственников или руководителей компаний, в которых не все так хорошо, чтобы скупать менее удачливых конкурентов, но и о банкротстве ещё рано задумываться.

1. Немного с опозданием приходит – осознание.

Если для вас это первый кризис или вы случайно пропустили черный вторник 1998 года, первая вещь, которая будет мешать вашей дальнейшей работе – это страх. Страх перед неизвестностью. Что бы от него избавиться во всех красках опишите себе следующие варианты развития событий для вашего бизнеса:
• оптимистический, когда все складывается для вас как никогда лучше;
• реалистический – основанный на объективной оценке вашего бизнеса и ситуации на рынке;
• и пессимистический, когда все идет из рук вон плохо и в воздухе запахло «жаренным».
Таким не сложным способом вы заставите свой мозг ОСОЗНАТЬ всю картину в целом и уже планировать, принимать трудные решения и действовать будет намного проще. А трудные решения обязательно будут.

2. Создание антикризисной команды

Следующий шаг – создание вашей антикризисной команды. Во многих компаниях, с авторитарным стилем руководства так до сих пор и не принят командный подход к решению проблем. Сейчас самое время.
В команду должны войти те люди, которым вы доверяете, потому что им придется рассказать всю правду. Они должны быть эмоционально устойчивыми, иметь достаточно высокий уровень квалификации в своей профессиональной деятельности и что не менее важно, иметь оптимистический настрой.
Вам необходимо заранее подумать о системе мотивации для этих людей. Они должны быть четко ориентированы на достижение конкретных (в цифрах) показателей.
Если вы чувствуете в себе достаточно уверенности и готовы самостоятельно «оперировать» собственное детище, вы должны возглавить эту команду, если нет – необходимо выбрать прагматичного человека способного принимать порой жесткие решения.

3. Оцените настоящее положение вашего бизнеса

Первым заданием рабочей группы будет детальный анализ текущего положения компании.
Рассмотрите внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность вашего бизнеса в условиях кризиса. Если на внешние факторы вы не имеете должного влияния, следует спрогнозировать тенденции их развития и заранее разработать мероприятия для максимального сглаживания возможных негативных последствий.
Внутренним факторам следует уделить особое внимание, самым важным является определение причин возникновения проблем, снижающих эффективность работы вашей компании – это достаточно кропотливое и серьезное занятие позволит вам так же оценить систему работы и управления компанией в целом.
Почему это необходимо?
Для того чтобы двигаться дальше, нужно точно ответить на вопрос, где мы сейчас находимся, чтобы посреди утомительного путешествия вдруг не оказалось, что нужно плыть в другую сторону.

4. Есть ли у вас план?

Проведя объективный анализ, необходимо разработать план мероприятий, как компании из той точки «А», в которой она сейчас находиться, достигнуть точки «Б» оптимистического варианта развития событий.
Сопоставьте план с существующей стратегией компании, возможно, пришло время пересмотреть ваши стратегические цели и планы и задуматься не о частичной оптимизации, а о глобальном реинжиниринге компании.
Полностью предугадать все варианты развития кризиса не возможно, разработанный план не панацея, поэтому постоянно отслеживайте ситуацию на рынке и будьте готовы к переменам.

5. «Умение отбросить не существенное, решающее для успеха»

Сконцентрируйтесь на приоритетных направлениях, начните с защиты основных ваших ценностей: существующих значимых клиентах, на крупных надежных поставщиках.
Во время спада основной активности, кризис как раз вам дает время на рассмотрение альтернатив развития. Период кризиса необходимо посвятить поиску и оценке возможностей повышения эффективности. Без эмоций и личных предпочтений постарайтесь рассмотреть возможные пути инноваций, развития и инвестиций. Каждое решение необходимо детально проанализировать, с точки зрения экономики и финансов.

6. Денежный поток всему голова

В условиях банковского кризиса, сложности получения кредитных средств, особое внимание следует уделить финансовому здоровью компании.
Детально проанализируйте имеющиеся активы и эффективность их использования, возможно, некоторые из них будет выгодно сдать в аренду или продать.
На время кризиса переведите основную часть затрат в переменные, а остающиеся постоянные затраты строго лимитируйте. Сконцентрируйтесь на наиболее весомых затратных статьях, с рабочей группой разработайте план по их оптимизации и осуществите снижение затрат.
Обязательно определите уровень безубыточности в целом вашего бизнеса и всего ассортимента товаров и услуг в отдельности. Те товары и услуги, которые оказались ниже точки безубыточности, и мероприятия по их подъему требуют существенных капиталовложений, следует детально рассмотреть на предмет экономической целесообразности и сохранения их в текущем портфеле компании.

7. В единстве наша сила

Время экономического спада как нельзя лучше подходит для того, чтобы задуматься об интеграции системы работы с производителями/ поставщиками и клиентами. Чем более плотно вы будете сотрудничать с вашими партнерами и значимыми клиентами, тем проще будет найти выход из сложных ситуаций.
С другой стороны, пересмотрите вашу систему работы с клиентами. Рассмотрите варианты изменения условий работы с менее значимыми клиентами. Пообщайтесь с ними, проведите анализ, для какого числа клиентов эти изменения будут последними в вашей совместной работе. Оцените выигрыш от изменений в системе работы с клиентами с учетом недовольства незначительной (в деньгах) части клиентов, принимайте решения и внедряйте изменения. Во время кризиса для всех мил не будешь.

8. Лучший склад – тот, которого НЕТ.

Эта любимая фраза многих людей связанных с логистикой приобретает особую актуальность в условиях кризиса для ритейла и дистрибьюции.
В настоящих условиях намного лучше иметь деньги на счету, чем деньги, замороженные в товаре. Поэтому проанализируйте ваши запасы:
• от неликвидов избавляйтесь любой ценой (их продажа, пусть даже ниже себестоимости, намного выгоднее, чем постоянные затраты на их хранение)
• для части низколиквидного ассортимента запасы нужно сократить до возможного минимума. При принятии решения по данной группе правильный принцип – «Лучше меньше, да лучше»
• для ваших 20% ассортимента, которые делают 80% оборота, требуется детальная работа с поставщиками с целью уменьшения цикла оборачиваемости товара при сохранении должного уровня наличия.
В отношении собственной экспедиции и транспортировки, проведите анализ эффективности использования вашего автопарка, сравните результаты с рынком, в зависимости от результатов сравнения рассмотрите передачу этих функции сторонней компании (outsoursing) или переходите к повышению эффективности систем маршрутизации перевозок.

9. Уволить нельзя помиловать.

Где здесь поставить запятую – решать вам. Очень часто, стараясь сократить затраты, руководство начинает сокращать персонал «стопками» с целью уменьшения ФОТ, при этом самый популярный метод увольнения – LIFO (последний пришел, первый ушел), о компетенциях и профессионализме мало кто задумывается.
Или другая крайность, когда руководителю не хватает трезвого взгляда и силы воли чтобы уволить своих соратников, которые безнадежно отстали от уходящего бронепоезда. Такую картину можно наблюдать в компаниях, которые начинали (продолжают) работать по принципу семейного бизнеса.
Что же делать с персоналом в кризисной ситуации?
Для начала предотвратите панику. Просто и доступно объясните сотрудникам необходимость изменений (настолько открыто, насколько это возможно в вашей ситуации). Скажите, что придется затянуть пояса потуже, что вряд ли сейчас будет время для веселых корпоративов. Обязательно заострите внимание на том, что период кризиса – это возможность для сотрудников проявить себя, что вам очень важно их мнение и их идеи, ведь нередко у среднего звена есть отличные идеи, жаль руководство не всегда готово их выслушать.
Теперь переходите к взвешенным решениям. Задумайтесь над возможностями повышения эффективности труда ваших сотрудников, оцените трудозатраты основных операций по каждой должности, установите новые нормы эффективности, измените мотивацию на достижение приоритетных целей, переведите персонал на почасовую оплату или гибкие графики. Лишние люди сами уйдут или их вытеснит коллектив, а лояльный персонал только укрепит свою веру вас как в хорошего руководителя.

10. Анализируйте промежуточные результаты

Антикризисное управление это не одноразовое совещание – это система организации работы с постоянным контролем за осуществлением разработанного плана антикризисных мероприятий, детальный анализ возможных альтернатив, безостановочная игра на опережение.
Даже если на пути совершенствования вы достигли определенных успехов, вышли из штопора – не останавливайтесь, сколько лет ещё ждать следующего кризиса, что бы стать лучше.

Извлеките из кризиса пользу – анализируйте ваши ошибки, и разработайте систему, которая защити ваш бизнес от них в будущем.

Leave a Reply


три + 7 =